EN
EN

Мнение экспертов. Деловой журнал Инвест-Форсайт поинтересовался мнением профессионалов о причинах малого числа российских компаний среди технологических лидеров.

Мнение экспертов. Деловой журнал Инвест-Форсайт поинтересовался мнением профессионалов о причинах малого числа российских компаний среди технологических лидеров. 04.07.2017

Мнение экспертов. Деловой журнал Инвест-Форсайт поинтересовался мнением профессионалов о причинах малого числа российских компаний среди технологических лидеров.

Директор стратегических проектов CAF Group Валентин Островский поделился мнением с деловым журналом Инвест-Форсайт.

Почему в Топ-100 технологических компаний мира нет российских игроков, кроме Mail.ru


Причины присутствия столь малого числа российских компаний в данном рейтинге достаточно проста.

Во-первых, небольшое число публичных российских компаний имеют листинг на западных биржах. Именно поэтому западные эксперты мало информированы о деятельности российских компаний. Да и на родных просторах недостаточно развита культура информационной открытости, которая предполагает всестороннее освещение любых своих достижений, в то время как западные компании стараются как можно активнее «пиарить» любой свой шаг,  даже самый незначительный. Можно сказать, российским компаниям не хватает пока зрелости и готовности открыто говорить о себе.

Во-вторых, количество «инновационных» компаний в России, в понимании экспертов данного рейтинга Forbes, существенно меньше, чем в других странах. Сегодня российские компании чаще используют уже существующие решения, созданные и внедренные кем-то ранее, а не разрабатывают собственные инновационные шаги. И причины тому тоже понятны: собственные разработки требуют существенных инвестиций без гарантированного результата, а свободных инвестиционных средств у российских компаний существенно меньше, чем у зарубежных.

В-третьих, несмотря на очень высокий уровень научной школы и научно-исследовательских работ, в России ужасающе низкий показатель конвертации результатов научных исследований и открытий в практические технологические решения. Множества открытий российских ученых могли бы совершить техническую революцию в самых разных областях, но в условиях низкого уровня финансирования прикладной науки и нехватки средств на внедрение в производство новых технологических решений развитие инновационных решений у нас в стране буксует.

Если в целом вести речь о том, как оценивается инновационность, то стоит оговориться, что единой системы оценки нет, но на практике используют различные системы метрик, которые включают монетарные и количественные показатели. К количественным показателям обычно относят частоту и количество выхода новых продуктов, процент реализации запущенных проектов, динамику изменений количества текущих и новых пользователей продуктов компании, удовлетворенность пользователей продуктами компании, изменение производительности труда сотрудников и т.д.

К монетарным показателям можно отнести показатели дохода или выручки компании: зависимость доходов или выручки компании от выхода новых продуктов, динамику роста доходов компании, динамику изменения размеров прибыли и затрат и так далее, долю дохода компании от новых проектов.

Общепринятым показателем для менеджмента (прежде всего, финансистов) является ROII «return on innovation investment» или показатель коэффициента рентабельности вложений в инновационные проекты. А учитывая, что инновационная деятельность нередко проходит в компаниях как инвестиционные проекты, то могут использоваться и классические показатели (они же – методы оценки инвестиционных проектов) для проектной деятельности: NPV «Net Present Value» или чистая стоимость проекта с учетом количества необходимых инвестиций, стоимости капитала и планируемой выручки, IRR «Internal Rate of Return» или внутренняя норма доходности, ну и показатель срока окупаемости инвестиций.

Существуют также созданные некоторыми компаниями «Инновационные индексы», но методология таких индексов и рейтингов может существенно отличаться. Часто встречаются такие рейтинги и индексы в исследованиях представителей BIG4 (PWC, E&Y, KPMG и Deloitte) или рейтинговых агентств.

Mail.Ru Group работает в области разработок программного обеспечения, которая сама по себе является инновационной областью. Но, несмотря на то, что компаний разработчиков ПО много, Mail.Ru Group отличилась высокими показателями монетизации собственных разработок (стоимость компании оценена в 4,9 млрд  долларов) и высоким уровнем доверия инвесторов, верящих в успешное развитие продуктов компании. Именно поэтому ее отметили зарубежные эксперты.

https://www.if24.ru/pochemu-v-top-100-net-rossii/