EN
EN

Наталья Халаманова о льготах для малого бизнеса со стороны платежной системы VISA

Наталья Халаманова о льготах для малого бизнеса со стороны платежной системы VISA 09.04.2019

Наталья Халаманова о льготах для малого бизнеса со стороны платежной системы VISA

Генеральный директор CAF Group Наталья Халаманова прокомментировала новость о введении платежной системой VISA льготных тарифов на обслуживание малого бизнеса.

Бизнес вряд ли поспешит подключиться к новым тарифам Visa

Международная платежная система Visa сообщила о введении льготного тарифа для небольшого бизнеса. Торговые точки с оборотом до 10 млн рублей в год с 9 июля будут платить межбанковскую комиссию за операции в размере 1% от суммы, пишет РБК. 

Сейчас средний размер межбанковской комиссии составляет 1,6–1,8% при общем размере эквайринговой комиссии, частью которой она является, в 1,5–2,5%.

Льготы получат не все микропредприятия, а лишь те, которые соответствуют требованиям. Оборот компаний по картам Visa не должен превышать 3 млн рублей, они должны быть новыми клиентами платежной системы и соответствовать нормам федерального законодательства о развитии малого и среднего предпринимательства.

ДАВЛЕНИЕ ИЛИ СТРАТЕГИЯ БИЗНЕСА? 

По словам члена Совета московского отделения "Опоры России" Дмитрия Несветова, Visa пошла на это под силовым нажимом властей. "Тема давно обсуждалась в предпринимательском сообществе и на уровне экономических властей. В ходе нескольких серьезных отраслевых мероприятиях она поднималась на уровень президента. Он дал поручение экономическим ведомствам обсудить тарифы с действующими в РФ платежными системами", — сказал эксперт.

При этом проблема действительно острая. Действующие сегодня на российском рынке эквайринговые тарифы дороги – для сравнения, в Европе они составляют десятые доли процента. 

В свою очередь, генеральный директор CAF Group Наталья Халаманова полагает, что предложение в виде льготных тарифов по кассовому обслуживанию микробизнеса имеет целью расширить базу безналичных платежей. "В настоящее время суммарный размер комиссии для безналичных платежей доходит до 3% от объема, для микробизнеса — это серьезные расходы, которые останавливают внедрение безналичных расчетов для коммерсантов, имеющих небольшие обороты", — говорит она.

До сих пор большинство расчетов в небольших торговых точках и, особенно на рынках, производится при помощи наличных, поскольку отдать несколько процентов посреднику для них экономически невыгодно.  

Скорее всего, предложение Visa не столько пиар, сколько реализация стратегии компании по увеличению своей доли в сегменте малого бизнеса, ещё один способ увеличения оборота, на котором зарабатывают продвинутые бизнесмены, считает Халаманова.

"Постоянная генерация идей отличает таких коммерсантов. К примеру, год назад в преддверии Чемпионата мира по футболу Visa проводила конкурс бизнес-идей "Чемпионы Бизнеса" с той же целью: стимулировать предпринимателей переходить на безналичные платежи", —  напомнила она.

 НЕ ОКОНЧАТЕЛЬНОЕ РЕШЕНИЕ

При этом эксперты согласны, что анонсированная сегодня мера не решит проблему полностью. Дело в том, что под ее действие могут попасть лишь немногие компании. Годовой оборот до 10 млн рублей – это 800 с небольшим тысяч в месяц. Это совсем микробизнес, который в нынешней экономической обстановке практически не применяет эквайринг, считает Несветов.

По словам Халаманова, часть коммерсантов, объемы расчетов которых находятся в "красной зоне", может принять решение обзавестись оборудованием для безналичных расчетов. Но для этого сумма движения средств на их счетах должна находиться в зоне, близкой к объявленному уровню, иначе решение может быть просто невыгодным. 

Visa же помимо пиара вполне может компенсировать потери от снижения размера комиссии увеличением объема самих платежей. 

Кроме того, новация коснется лишь новичков, которые до сих пор не подключились к платежной системе. Но если компания этого не сделала, то вряд ли она изменит свое решение сейчас, поскольку ситуация с бизнесом непростая, а эйвайринг в любом случае стоит денег.

Понятно, что Россия – более рискованный рынок для платежных систем, и работать по-европейски здесь не получается. Но и для компаний расценки слишком высокие.

Решение лежит не в "добровольно-принудительном" уменьшении тарифов мировых платежных систем для избранных, а в сфере изменений условий внутри всей финансовой инфраструктуры – как межбанковской, так и платежной, констатируют эксперты.